Версия для слабовидящих
Проекты

Поисковые игры в старом городе

Участники квеста получают задание

Образовательно-просветительский проект

Целевая аудитория:

Предлагаемая форма работы представляет интерес для самых разных возрастных и социальных групп. Целевой аудиторией являются горожане, в том числе молодёжь - учащиеся школ, профтехучилищ, техникумов, студенты, семьи с детьми и внуками.

Цели проекта:

способствовать возрождению исторического ядра города, развитию единого культурно-образовательного пространства в старой, заповедной части города, приобщению горожан к историко-культурному наследию Коврова, формированию у подрастающего поколения патриотического сознания и любви к малой родине.

Задачи:

• привлечь интерес общественности к сохранению и развитию исторического ядра города, воссозданию его архитектурного облика;
• пробудить интерес и уважение у подрастающего поколения к истории родного города;
• повысить образовательный уровень населения;
• привлечь новый круг лиц к сотрудничеству с музеем в плане собирательской работы, комплектования музейных фондов, актуализации историко-культурного наследия Коврова.

Краткое обоснование актуальности:

Настоящий проект продолжает цикл мероприятий музея, направленных на создание культурно-образовательного пространства в исторической части города Коврова.

Писатель С.К. Никитин, родившийся в Коврове и не раз упоминавший наш город в своих произведениях, в одном из рассказов размышляет о смещении понятий "центр" и "окраина": окраинные посёлки, выросшие вместе с заводами, стали походить на центр, а истинный центр так и сохранил вид уездного городка. Подобное произошло и с Ковровом. Торговый, общественный и культурный центр Коврова за последние десятилетия переместился в южную часть города, где сегодня проживает более 70% населения и находятся основные промышленные предприятия. Кварталы исторической застройки, сохранившиеся в северной части города, оказались удалены от современного центра.
Ковровский музей, занимая здание земской управы и находясь в пределах исторического ядра, имеет уникальную возможность использовать в своей работе компактно расположенную экспозицию под открытым небом - "Старый город". С 1990-х годов коллектив музея развил деятельность по созданию культурно-образовательного пространства в старой части города. Специалистами разработаны пешеходные экскурсии: "Прогулка по старому городу", "Тайны старого парка", "Дорога к храму"; написана концепция воссоздания архитектурного облика исторического ядра г. Коврова для Экспертного совета при Главе города (2006); при содействии музея установлен и освящён крест в память князей Ковровых в паре им. А.С. Пушкина, расположенного на месте старейшего кладбища (2006), подготовлен цикл передач о памятниках истории и культуры г. Коврова для телевизионного проекта местного канала TV "Наше наследие" (2007); издан адресованный не только гостям города, но и коренным жителям путеводитель по Коврову, один из разделов которого знакомит с историческим центром (2012). Наконец, с 2005 года ведутся работы по созданию в бывшем купеческом доме филиала музея - Музея природы и этнографии.
Проект "Поисковые игры в Старом городе" направлен на развитие единого культурно-образовательного пространства в историческом центре Коврова.

Временные рамки реализации: 2011 - 2013 гг.

Основополагающая идея:

Чтобы реализовать в полной мере свою образовательную и просветительскую миссию, музей постоянно находится в поиске новых форм работы. В 2011 году специалистами музея было разработано три игровых поисковых маршрута, проходящих по исторической части города.
Активизировать разработку проекта помог исторический день города, который Ковров отмечал 3 сентября 2011 г. (1 сентября 1778 г. вышел указ Екатерины II об учреждении уездного города Коврова). В рамках праздника официально открылся парк экскаваторостроителей, получавший вторую жизнь в результате проведённых восстановительных работ после шестилетнего запустения. Это один из старейших парков, расположенных в исторической части города (в 100 метрах от музея). У центрального входа в парк специалистами музея были подготовлены информационные стенды, знакомящие с его историей, проведена экскурсия по парку, а на своей интерактивной площадке в парке музей предложил горожанам игру-путешествие "В аллеях парка дремлет память…", маршрут которой охватывал территорию двух расположенных рядом старейших парков: экскаваторостроителей и парка имени А.С. Пушкина.
Вторая игра-путешествие была запущена в октябре того же года и была приурочена к 85-летию со дня рождения известного писателя, земляка Сергея Константиновича Никитина (1926-1973). Маршрут "По Никитинским местам …" включал объекты и места, связанные с детством и юностью писателя, родившегося на одной из тихих и уютных улиц старого города. В играх приняли участие учащиеся школ города.
Вскоре игровой тематический цикл пополнился ещё одним маршрутом, охватывающим исторический центр и получившим название "Старый город".
Весь тематический цикл был объединён в музейный проект "Поисковые игры в старом городе", который стартовал в парке экскаваторостроителей 10 июня 2012 г. в День города (в сентябре в Коврове отмечают историческую дату рождения города, а в июне - День города). Благодаря возрождению парка экскаваторостроителей северная часть Коврова в День города не осталась без праздничного оживления. На большой эстраде состоялась презентация маршрутов. Более ста ковровчан приняли участие в увлекательных, познавательных путешествиях по исторической части города. Играли поодиночке, семьями и группами. И хотя можно было выбирать по своему интересу любой из 3-х маршрутов, почти все участники решили пройти сразу по трём маршрутам. Подведение итогов и награждение путешественников проходило в музее через три часа после старта. По отзывам участников, многие открыли для себя город совершенно с неожиданной стороны.

Краткое описание образовательных методик и подходов:

Методика этих поисковых игр восходит к любимым молодёжью компьютерным интеллектуальным поисковым играм-бродилкам или квестам. Мы предлагаем не виртуальное, а реальное путешествие. В основе проекта - погружение в историко-культурную и природную среду Коврова.
Задача игрока - расшифровать слово. С помощью путеводителя участники знакомятся с историческими местами города, по пути выполняя задания. Каждое преодолённое препятствие даёт число-ключ к расшифровке заветного слова. Конечная остановка путешественников - музей, где они получают дешифратор.