Историческая справка

Музей с 1950-х годов по настоящее время

Сравнивая два периода истории ковровского музея – 1930-е и 1950-е годы – мы можем с полным основанием говорить об идентичной схеме и условиях развития. Во главе музея – энергичные, настойчивые, преданные музейному делу руководители-энтузиасты. На другой чаше весов - безразличие и непонимание местных властей. «Смета для восстанавливающегося музея не выдерживает критики, - писала Никитина. – Не хватило денег, получился небольшой запас дров, а поэтому в целях экономии, приходилось работать при температуре и ниже нуля». И даже на этом фоне благодаря преданности директора и сотрудников музей активно развивается: достаточно быстро пополняются фонды (в 1957 году количество единиц хранения превысило уже 8200 экземпляров); растет посещаемость, к 1956 году достигнув уже предвоенного уровня.


Смерть директора в июле 1957 года прервали осуществление всех намеченных планов. Очередной период безвременья продолжался достаточно долго.


В сентябре 1960 года директором музея была назначена молодая энергичная Карина Георгиевна Якушина, впоследствии известный в городе журналист, редактор заводской многотиражки «Экскаваторщик». Руководитель ковровского литобъединения.На ее долю выпали не менее тяжелые испытания: власти решили, что музей городу не нужен. «1963 год … Горисполком без всякого на то разрешения областных органов и основания решил закрыть музей. В течение двух дней, вопреки решительному нашему сопротивлению экспонаты музея были вывезены в случайные помещения, здание передано торговой организации. Часть самых ценных экспонатов была передана нами во Владимиро-Суздальский музей-заповедник, чтобы не допустить их гибели. После вмешательства Областного комитета КПСС и выступления областной газеты «Призыв» городской комитет КПСС и Горисполком решили восстановить музей и передать ему здание по ул. Правды, 51.


Здание было принято нами 8 октября 1963 г.», - записала Якушина в годовом отчете о работе музея. Новая экспозиция открылась 1 сентября 1964 года. Структура ее была достаточно традиционной для того периода в музееведении. С середины 60-х годов до мая 1974 года жизнь городского краеведческого музея протекала относительно спокойно, без особых потрясений. Единственное, что нарушало ее равномерное течение, - это частая смена директоров и сотрудников по причине очень низкой заработной платы.


Для всего «музейного мира» 1970-1980-е гг. стали временем важных изменений, которые происходили на фоне не только советской, но и общемировой тенденции роста интереса к музеям и осознания их неисчерпаемого культурного потенциала. Одной из форм организации значительно разросшейся в это период музейной сети и попыткой совершенствования управления музейным делом явилось создание централизованных музейных систем. Первое объединение было создано в мае 1974 г. во Владимирской области – Государственный Объединенный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, генеральным директором которого и по сей день остается Аксенова Алиса Ивановна.


«Удачным «браком» по принуждению» назвала А.И. Аксенова этот более чем 14-летний период в истории музеев Владимирской области в своей книге «История. Судьба. Музей» (Владимир, 2001). С этим стоит согласиться хотя бы на примере Ковровского краеведческого музея, который с 29 мая 1974 г. по 3 февраля 1989 г. назывался Ковровским филиалом Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Удачным этот «брак» оказался как раз для таких филиалов как Ковровский, когда из заштатных краеведческих музеев с «любительскими» экспозициями, построенными руками энтузиастов, но, к сожалению, не профессионалов музейного дела, они за эти годы превратились в интересные музеи с оригинальными яркими экспозициями. Значительно выросли посещаемость и доходы этих музеев. Под напором А.И. Аксеновой руководство города устоять не смогло, и в 1975 году музей переехал в освободившееся Здание Горкома партии, в котором находится до сих пор. Это сегодня самое красивое и наиболее хорошо сохранившееся старое здание города, построенное в 1888-1889 гг. по проекту московского архитектора Г.Н. Рибаса для Ковровской Земской управы и включенное в областной реестр памятников истории и культуры. Начался ремонт и музеефикация здания. И следует отметить, что проходила она в полном соответствии с тенденцией развития музейного дела в стране в тот период, которая была ориентирована на тематическое профилирование музейных экспозиций, исходя из местных исторических особенностей.


Открытием 6 января 1978 г. долгожданного мемориального дома-музея знаменитого конструктора-оружейника В.А. Дегтярева была поставлена мощная яркая точка в формировании облика Ковровского музея. Результатом этой работы стало включение города Коврова и музея в маршрут Малого Золотого кольца Владимирской области и небывалый рост посещаемости, которая в 1988 году достигла 45 тысяч посетителей в год. 3 февраля 1989 г. решением Владимирского Облисполкома все филиалы Владимиро-Суздальского музея-заповедника, в т.ч. и Ковровский получили самостоятельный статус городских и районных музеев. Централизованные хранилища музейных коллекций были расформированы, и экспонаты передали по принадлежности бывшим филиалам. С этого времени музей в Коврове стал называться историко-революционным; с 1993 г. – муниципальное учреждение культуры «Ковровский историко-мемориальный музей».


Новая реорганизация – новый этап в развитии музейного дела страны, продолжающийся до сих пор. С начала 1990-х гг. открылись заманчивые перспективы, и одновременно поставили перед ними серьезные трудности. Самое опасное проявление этой ситуации - снижение общественного интереса к музеям. Посещаемость Ковровского музея сократилась с 32500 в 1991 году до 18000 человек в 1992 году. Но несмотря на потерю приезжего туриста, который составлял до этого половину музейной аудитории, местного посетителя Ковровский музей не потерял даже в период общемузейного кризиса. И это, конечно, не случайно – музей постоянно находится в поиске новых форм и направлений работы, особенно это касается работы с посетителями.Ковровский музей – один из тысячи российских провинциальных музеев в небольшом районном городе Владимирской области. У него те же проблемы: недостаточное финансирование, слабая материально-техническая база, проблемы с кадрами. Два сотрудника (главный хранитель и научный сотрудник) отвечают за сохранность 56 тысяч экспонатов, один - за научно-исследовательскую и экспозиционную деятельность музея, один – за выставочную, один – за экскурсионно-массовую; два сотрудника в Музее природы и этнографии – и все! Но за всю 80-летнюю историю музея у него не было такого творческого высоко профессионального коллектива научных работников, практически отдавших ему всю свою трудовую жизнь!


Благодаря его активной позиции и найденному взаимопониманию с городской властью, которая в меру своих возможностей старается его поддерживать, музей является признанным культурным, образовательным досуговым центром города. И это вселяет надежду на лучшие времена.

Е.Е. Никитина, директор музея с 1945 по 1957 гг.

Е.Е. Никитина, директор музея с 1945 по 1957 гг.

Музейная экспозиция в здании Церкви Иоанна Воина

Музейная экспозиция в здании Церкви Иоанна Воина

Алиса Ивановна Аксенова

Алиса Ивановна Аксенова